| Регистрация | Вход
Понедельник, 21.08.2017, 17:09
Приветствую Вас Проходящий мимо | RSS




Главная | Мой профиль | Выход


Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Информация [43]
История [12]
Армянские знаменитости [6]
Армянский язык [9]
Армянские имена [10]
Геноцид [0]
Традиции [11]
Культура Армении [16]
Армянская диаспора [2]
Исторические миграции армянского населения [14]
Армения [8]
Наш опрос
Вы гордитесь нашей нацией?
Всего ответов: 1346
Главная » Статьи » Все о нации » Армянские знаменитости

Армянские музыканты

Армянские музыканты


АРАМ ХАЧАТРЯН
Биография Арама Хачатуряна, величайшего армянского композитора 20-ого века, очень интересна. Он родился в 1903г., в семье переплетчика. Его родители никогда не занимались музыкой, но они были одаренными в этом плане, и в их доме всегда звучали песни и танцы. Многообещающий композитор еще в детстве знал много мелодий и любил петь, аккомпанируя сам себе на народных ударных инструментах. До 19 лет он ни только не учился музыке, но и не имел понятия о симфонической и оперной музыке. В1921г. вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем на факультет физики и математики. Только в 1922г. 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где его поддержали и вдохновили. Он начал учиться играть на виолончели. Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. В Москве Хачатурян впервые в жизни пошел на симфонический концерт. Работы Бетховена и Рахманинова потрясли и воодушевили его. ''Танец для скрипки и фортепиано'' стал первой опубликованной работой композитора. ''Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьезная работа А. Хачатуряна, его ''Танец'', был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз'', - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929г. Хачатурян поступил в симфонический класс московской консерватории. Большое влияние на него оказал знаменитый русский композитор Сергей Прокофьев. В 1934г. Хачатурян блестяще окончил консерваторию и поступил в аспирантуру. Его имя золотыми буквами выгравировано на мраморной доске и украшает вход в Малый зал московской консерватории. В 1937г. впервые был исполнен его ''Концерт для скрипки с оркестром''. Все это - довоенные работы Хачатуряна, которые принесли ему мировую славу. Среди его знаменитых работ довоенного периода была его монументальная Вторая симфония. Во время Второй мировой войны) А. Хачатурян работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши. После войны он вернулся к классической музыке и создал новые шедевры мирового масштаба. В 1939г. Хачатурян написал первый армянский балет ''Счастье''. Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом он создал новый балет ''Гаяне''. Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря, 1942г.). В 1943г. за этот балет Хачатурян получил Сталинскую награду первой степени - одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет получил всемирную славу. Балет ''Спартак'' стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1945г., а в декабре 1956г. состоялась премьера. С того времени этот балет стал "частым гостем" на лучших сценах мира. Одновременно Хачатурян работал в театре и кино. Его музыка для ''Маскарада'' Лермонтова получила большое признание. Мелодии очень многих популярных песен, написанные им, достойны внимания. Более 50 напечатанных вокальных произведений разных поколений... Среди них патриотические, детские и молодежные песни, а также собрания народных и популярных песен, романсов и концертных арий. Произведения Хачатуряна для кино были другими, но также знаменитыми. ''Зангезур'', ''Пепо'', ''Владимир Ильич Ленин'', ''Русская проблема'', ''Секретная Миссия'', ''У них есть родина'', ''Адмирал Ушаков'', ''Джордано Бруно'', ''Отелло'', ''Сталинградская битва'' - это только названия нескольких фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950г. Хачатурян дирижировал оркестрами и гастролировал во многих странах мира. В то же время его приглашали преподавать в московской консерватории и в Гнесинском училище. В 1978г. А. Хачатурян скончался.

МИШЕЛЬ ЛЕГРАН
Мишель Легран родился в Париже 24 февраля 1932 года. Композитор и аранжировщик виртуоз джазовой и классической фортепианной музыки. Он написал музыку более, чем к 200 кинофильмам, нескольким мюзиклам, записал более 100 альбомов. Трижды он завоевывал Оскара, пять раз получал премию Грэмми. Его первый альбом "Я люблю Париж", который он выпустил в двадцатидвухлетнем возрасте, стал бестселлером среди альбомов инструментальной музыки. Он работал с Морисом Шевалье, Майлсом Дэвисом, Эдит Пиаф, Барбарой Стрейзанд и многими другими. В свободное время он летает на собственном самолете, ездит верхом, плавает на яхте, проводит время с женой, детьми и внуками… Очень немногие знают, что Легран наполовину армянин. Вот, что он сам рассказывает: "Моего деда по материнской линии звали Саркис Дер Микаэлян. В 1917 году он подвергся геноциду и бежал во Францию. Он был настоящим армянином: чрезмерно эмоциональным, страстным, щедрым. Я жил с мамой в его доме в Аньере 6 лет. Иногда по воскресеньям он тащил меня в армянскую церковь на улице Жана Гужона. Эти длинные церемонии были ужасно скучными. У деда был граммофон и много пластинок Om Kalsoum (известного египетского певца), которого он обожал. А руководителем одного оркестра был Жан Хелян, мой дядя... Восемь лет назад мы с моей сестрой провели неделю в Ереване, нашли своих родственников. Это было очень удивительно - коснуться своих корней. Играя с Ереванским филармоническим оркестром, я получил большое удовольствие, у меня было чувство, что я играю если не с братьями, то уж точно с двоюродными братьями. Мое детство было грустным и одиноким. Но когда мне было 10, я смог поступить в Парижскую консерваторию. Она стала моим домом, моей планетой, моим языком на целых 11 лет. Странно, но в то время не было класса инструментовки. Я очень интересовался этим, и мне приходилось посещать классы по всем инструментам: трубе, тромбону, скрипке, виолончели, арфе. Во время войны джаз был под запретом, и мы могли слушать только старомодные джазовые записи. Но в 1947 году, я очень хорошо помню, мой друг предложил мне сходить на концерт Dizzy Gillespie. Мы никогда о нем не слышали. Он давал два концерта, я был на обоих. Моя жизнь в джазе началась в ту ночь. Закончив консерваторию, я начал зарабатывать на жизнь: аккомпанировал солистам-классикам. Я был неизвестен, и рассчитывать на классическую карьеру не приходилось. Затем около двух лет я работал с Морисом Шевалье, он и привез меня впервые в Нью-Йорк в 1956 году. Я выпустил первый альбом и назвал его "Я люблю Париж". Там были собраны французские мелодии, аранжированные и оркестрованные мной. Странно, но этот альбом был большим хитом в Америке. В 1959 году в Париже появилась целая плеяда новых кинодиректоров. Они хотели перевернуть мир кино. Я работал с многими из них около 10 лет. Жак Дэми, Агнус Варда, Жан-Люк Годар - мы создавали фильмы, которые были настоящим искусством. Это было прекрасно! Жак Дэми и я сняли "Шербурские зонтики" в 1963 году. Это был первый полностью спетый музыкальный фильм, раньше такого никто не делал. Я не пишу за фортепиано. Я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только 10 пальцев, а в воображении - у тебя бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю ее для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой. Я не верю в прошлое. Когда что-то остается позади, я хочу это забыть. Я никогда не слушаю собственную музыку, никогда, никогда. Закончив альбом, я слушаю его, чтобы убедиться в техническом качестве, а затем даже не имею его дома. По многим причинам. Одна из них, я не хочу ни о чем жалеть. У меня нет прошлого. С каждым утром - я другой. Моя мечта - быть бодрым, новым, разным, полным надежд".

АРНО БАБАДЖАНЯН
Знаменитый армянский композитор Арно Бабаджанян родился в 1921г. в Ереване. Среди родственников будущего композитора не было профессиональных музыкантов, но в семье всегда присутствовала музыка. Отец Бабаджаняна был одаренным человеком в плане музыки и очень хорошо играл на флейте. В 3-4 года Арно ни только слушал музыку, но и пытался сам играть на старой гармонике. Он всегда любил рассказывать о своей первой встрече с настоящим композитором в детском саду: ''Однажды к нам пришел посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять, у кого есть слух. Я тоже спел, а также хлопал под ритм. Этот человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что этого человека звали Арам Ильич Хачатрян.'' В 1928г. Бабаджанян оказался в группе особенно талантливых детей при Ереванской консерватории. Будучи в классе фортепиано он вскоре добился успеха. Но уже тогда он хотел сочинять музыку. Бабаджаняну было всего 9 лет, когда он написал ''Пионерский марш'', который принес ему первую славу. Это было в 1932г. В 1933г. во всереспубликанском конкурсе среди молодых музыкантов Бабаджанян получил первый приз, великолепно исполнив такие трудные произведения как ''Четвертый сонет'' Бетховена и ''Рондо капричиоззо'' Мендельсона. В том же году в Армении открылся первый театр оперы. После премьеры оперы ''Алмаст'' в театре подумал о том, чтобы посвятить себя музыке. В 1936г. он поступил в юношеский музыкальный колледж при Ереванской консерватории в класс фортепиано и одновременно брал уроки композиторства в классе Вардгеса Таляна, сына знаменитого армянского народного певца Шерама, который воспитал таких знаменитых армянских композиторов как Александр Арутюняна, Эдуард Мирзояна и конечно же самого Арно Бабаджаняна. В 1938г. Бабаджанян переехал в Москву и поступил на последний год в музыкальную школу Гнесина в класс фортепиано Елены Гнесиной. Через год он поступил в Московскую консерваторию, в класс Константина Игумного. В 1941г. в Советском Союзе началась вторая мировая война. Бабаджанян был призван. В 1942г. он вернулся в Ереван, чтобы закончить учебу. Во время войны он руководил ансамблем армейской части и написал патриотические песни. Кроме того он написал сонату, много отрывков знаменитый ''Вагаршапатский танец'' и концерт для фортепиано в трех частях. После войны в 1946г. молодые армянские композиторы Арутюнян, Мирзоян и Бабаджанян уехали в Москву, чтобы окончить учебу. В 1948г. Бабаджанян окончил Московскую консерваторию с дипломом отличия. В 1950г. впервые была поставлена его ''Героическая баллада'', одна из наилучших работ Бабаджаняна. В 1952г. он создал другой шедевр - ''Фортепианное трио''. В то же время вместе с трио он написал одну из фортепианных пьес под названием ''Капричио''. Бабаджанян также является автором песен, которые стали хитами того времени: ''Выше знамя дружбы'' (написанная для 4-ого Фестиваля молодежи и студентов, который проводился в Бухресте), ''Открой путь к сердцам молодежи'', ''Прощальная песня Комсомола'', ''Путевая песня'' и т.д. Его фокстроты (''Веселый день'' и т.д.) и его песни ''О Ереване'', ''Поиграй на моей гитаре'', ''Песни первой любви'', ''С тобой'' и ''Я жду тебя'' стали популярными во всем Советском Союзе. Роль Арно Бабаджаняна в развитии армянского и советского мюзик-холла, а также классической музыки неоценима. В 1955г. Бабаджанян закончил ''Поэму - рапсодия для симфонического оркестра''. В 1958-59гг. Бабаджанян написал еще одно красивое произведение - ''Скрипичный сонет'', которому в дальнейшем последовал другой шедевр - ''Ноктюрн''. В последний период своей жизни Арно Бабаджанян активно занялся киномузыкой. Он написал музыку для фильмов ''Проход через бурю'', ''Песня первой любви'', ''В поисках адресата'', ''Лично знакомый'' и ''Жених из другого мира''.

КОНСТАНТИН ОРБЕЛЯН
Родился 29 июля 1928 году в городе Армавире. Отец - Орбелян Агапарон Султанович (1892-1938). Мать - Атарбекова София Михайловна (1900-1991). Брат - Орбелян Гарри Агапаронович (1920г.рожд.), вице-президент по внешнеэкономическим связям Торговой палаты города Сан-Франциско, глава совета по международной торговле в городе Сан-Франциско. Музыкальные способности открылись у Константина в раннем детстве. Старший брат Константина, Гарри, часто музицировал на пианино, подбирал по слуху мелодии модных тогда песенок. Каково же было его удивление, когда младший пятилетний братишка запросто наигрывал музыку, услышанную им в исполнении Гарри. Способного мальчика отдали в школу для особо одаренных детей при Бакинской консерватории. Но проучиться Константину удалось очень недолго. Наступил 1936 год. Начавшиеся в стране кровавые репрессии не обошли стороной и дом Орбелянов. Арестован, а позже расстрелян отец. Через два года, в 1938 году, арестована и приговорена к 10 годам сталинских лагерей мать. Ее реабилитировали лишь в 1953 году. Гарри и Константин остались одни, в одночасье став изгоями общества, "детьми врагов народа". Тут же Константина исключили из "престижной" школы. Из большого города братья перебрались в село в Нагорном Карабахе. Нужно было как-то выжить. Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний Константин подрабатывал, аккомпанируя гимнастам из спортивного общества "Буревестник". В 1940-м Гарри призвали армию. Еще через год началась война. В 1942 году Константина взяли пианистом и аккордеонистом в джаз 8-го авиационного корпуса, где сложился неплохой по тем временам музыкальный коллектив. 14-летний музыкант стал воспитанником военного оркестра. Однажды джаз приехал на гастроли в Ереван. Армянские джазовые музыканты "открыли" для себя молодого импровизатора. На талантливого музыканта обратил внимание и решил пригласить к себе в коллектив основатель и руководитель эстрадного оркестра Армении Артемий Айвазян. Начало их совместной работы Орбелян всегда вспоминает с юмором. Вызванный телеграммой от самого Айвазяна, Константин поспешил явиться к маэстро как был, в не самом презентабельном виде. Будучи, ко всему прочему, достаточно дерзким по характеру, с ходу высказал несколько критических замечаний по поводу последнего выступления оркестра Армении. Айвазян, выслушав юношу, по-своему принял вызов и без всяких предварительных репетиций и подготовок "вытолкнул" Орбеляна на эстраду в очередном концерте. Однако Константин не только не растерялся, но и доказал, что может играть и импровизировать в достаточно сложных условиях. Орбеляна пригласили в коллектив оркестра. У Айвазяна, ставшего его "другом детства", молодой Орбелян прошел хорошую школу. В те годы эстрадный оркестр Армении считался одним из лучших советских ансамблей, отличительной чертой которого были профессионализм, яркая театрализованная форма выступлений и ориентация на армянскую национальную музыку. Как считает сам Орбелян, именно тогда был заложен прочный фундамент его будущей деятельности. С 1945 года Константин Орбелян начинает пробовать себя не только как пианист, но и как композитор. Для оркестра он делает обработки народных песен и сочиняет свои, первая из которых - "Колыбельная". Как к одному из лучших джазовых исполнителей к Константину приходит известность и слава не только в Армении, но и за ее пределами. В 1948 году во время гастролей с оркестром в Москве Орбеляна поддержали звезды музыкального мира того времени - А.Цфасман и В.Людвиковский, ставший позже другом Константина. В том же году Орбелян получает приглашение в знаменитый джаз Утесова. Как ни заманчива была такая перспектива, Константин отказался в пользу предложения Айвазяна занять должность дирижера в эстрадном Оркестре Армении. Несмотря на закрытость СССР в те годы, кое-что о джазе все же просачивалось. Константин, как и многие меломаны тех лет, рискуя свободой, все же нелегально провозил пластинки с западной музыкой. Подпольно слушая Глена Миллера и Мишеля Леграна, молодой музыкант учился у них новым мышлению и исполнительскому стилю. Увлечение Орбеляна джазом и фортепианными импровизациями, расцениваемое тогда как насаждение чуждой идеологии, стало создавать все больше трудностей в работе. Константина стали обвинять чуть ли не в идеологической диверсии, требуя "остановить деятельность чуждой советскому народу американской джазовой музыки". Тогда же, оказавшись на родине своих предков, Орбелян открыл для себя сокровища духовной жизни Армении: поэзию Аветика Исаакяна, полотна Мартироса Сарьяна и, конечно, музыку Арама Хачатуряна. Знакомство с каждым сочинением Арама Ильича становилось событием в профессиональной и внутренней жизни Орбеляна. Произведения мастера стали путеводителем в большую музыку, раздвинули рамки понимания искусства. В 1948 году Константин познакомился с композитором лично. Арам Ильич заинтересовался талантливым юношей, очень поддержал Константина и потом долгие годы всегда следил за его успехами. Тогда же друзьями Орбеляна стали молодые армянские композиторы Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян - представители гремевшей на всю страну самобытной национальной творческой школы. Все эти обстоятельства подвели Константина к принятию достаточно смелого решения - круто изменить свою жизнь. Молодой человек, находящийся на гребне известности, решает оставить все это ради дальнейшей учебы. В 1952 году Константин Орбелян ушел из эстрадного оркестра Армении и поступил на 1-й курс музыкального училища имени Р.Меликяна в класс композитора Э.Мирзояна. Совмещая работу с учебой, Орбелян устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и балета. В результате появились три балетные миниатюры Орбеляна: "В полет", "Памятник" и "Мы за мир". Миниатюры (балетмейстер В. Варковицкий) стали пользоваться большим успехом и много лет не сходили со сцены. В 1954 году с отличием окончил училище и поступил в Консерваторию. В том же году Орбелян организовал на радио инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза. Снова - кардинальный поворот в жизни Константина. В 1955 году Орбелян попробовал себя в новом жанре. Вместе с А. Арутюняном они сочинили музыку к кинофильму "Сердце поет". Песни фильма сразу стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получили лестную оценку А.Хачатуряна. В 1956 году Константин Орбелян закончил начатый еще в училище Струнный квартет. Произведение обладало такой выразительностью, зрелостью и цельностью, что заинтересовало имевших репутацию особо взыскательных музыкантов квартета имени Комитаса. На проходившей в Москве декаде армянской литературы и искусства (1956) они с блеском исполнили орбеляновский Квартет, который по праву был признан одним из лучших достижений армянской музыки. В том же году на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве жюри, возглавляемое Д.Шестаковичем, за эту работу присудило Константину Гран-при и золотую медаль. В то время оркестр Армении, руководимый А.Айвазяном, переживал кризис. Коллектив нуждался в притоке свежих идей и энергичном руководителе, способном реанимировать оркестр. Возглавить коллектив предложили Константину Орбеляну. После долгих колебаний Константин все же согласился и в 1956 году был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Трудно было вначале. Орбеляну пришлось преодолевать устоявшиеся в коллективе стереотипы. Приходилось вводить императивный стиль руководства. Фактически полностью был обновлен состав оркестра - с 18 оркестрантами пришлось расстаться. Четыре месяца ушло на подготовку новой программы. А.Бабаджанян и А.Арутюнян предложили оркестру Армении свои новые сочинения. Специально для оркестра Орбелян сочинил пьесу "Дилижан" и "Концертный джаз-марш", с первого исполнения полюбившийся слушателям и ставший "фирменным" знаком коллектива, всегда исполняемым в конце и начале выступления. Константин также сделал самостоятельную джазовую обработку песни "Гарун Ереван" А.Хачатуряна и полностью переложил на джаз "Танец с саблями" А.Хачатуряна. "Ударным" номером стал Жак Дювалян, приглашенный Орбеляном темпераментный певец из Франции. В результате новая программа оркестра с триумфом выдержала испытание гастролями в Москве, Тбилиси, Баку. 1957 год стал для Константина знаменательным. Молодой музыкант стал членом Союза композиторов СССР. Первым реализовал принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса. В том же году во время гастролей произошло личное знакомство Орбеляна с Мишелем Леграном. В 1957 году на свой день рождения Константин получил самый дорогой подарок в своей жизни. Удивительным образом нашелся его брат, Гарри Орбелян, считавшийся погибшим на фронте. В конце 1960 года Орбелян решил ненадолго оставить оркестр, загруженность делами которого не давала возможности закончить учебу. За год, отведенный для подготовки дипломной работы, Орбелян написал Симфонию. Для любого музыканта это - высший вид творчества, и для Константина это событие стало самым счастливым в композиторской жизни. Характерная орбеляновская музыка, - горячая, энергичная и одновременно нежная - покорила как музыкантов, так и слушателей. Симфония Орбеляна много раз звучала в Ереване, Москве. В 1962 году была отмечена высшей премией Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов в Москве. Была исполнена и записана Государственным симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Позже исполнялась во многих странах мира. После окончания в 1961 году консерватории Константин Орбелян вернулся к работе с оркестром. Армянский джаз начал выходить на международный ринг. В 1966 году состоялся первый выезд за рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году коллектив оркестра был горячо принят в Польше. В то время Орбелян сочиняет джазовую инструментальную музыку "новой волны". Его "Полифонический прелюд" для 4-х тромбонов и альт-саксофона вошел в репертуар больших джаз-оркестров, в том числе знаменитого чешского коллектива под управлением Карла Влаха. Пьеса Орбеляна получила премию на конкурсе джазовых композиций, проводившемся в 1964 году на радио Чехословакии. Параллельно Константин Орбелян не забывал и о серьезной музыке. В 1968 году появилась "Праздничная увертюра" для симфонического оркестра, позже удостоенная премии Всесоюзного конкурса на лучшее симфоническое произведение. В 1969 году Орбелян создал балет "Бессмертие" (Хореографическую симфонию), - неожиданное для автора шлягеров трагическое произведение - повесть о войне. Балет был поставлен в 2-х редакциях: на сцене Театра оперы и балета имени А.Спендиарова (г. Ереван) в 1969 году (дирижер А.Восканян, хореография М.Мартиросяна) и в 1975 году (дирижер А.Катанян, хореография А.Асатряна). Вторая редакция была приурочена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и сохранилась в репертуаре театра до сих пор. Постановка была горячо принята московской и ленинградской публикой во время гастролей театра. Ереванский спектакль, включая всех его создателей и автора музыки, был отмечен I премией на Всесоюзном конкурсе музыкальных спектаклей, посвященном 30-летию Победы (1975). В 1978 году Тбилисский театр оперы и балета осуществил свою постановку "Бессмертия". С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в СССР и за рубежом. Коллектив выступал на лучших концертных площадках мира вместе с популярными джазовыми коллективами. Часто выступления носили по-настоящему соревновательный характер. Впервые такое испытание армянские музыканты выдержали в 1973г. в ФРГ во время Дней советской культуры. Им пришлось в течение шести часов подряд играть по очереди с одним из самых известных коллективов - оркестром Кёльнского радио и телевидения под управлением Вернера Мюллера. Публика и пресса были единодушны: армянские джазисты переиграли зарубежных коллег. В 1975г. Государственный эстрадный оркестр Армении первым среди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза - в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки: Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе. Заключительный концерт прозвучал в "Линкольн-центре" в Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из Еревана сразу распространились по стране. "Армянский оркестр развеивает миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза" ("Нью-Йорк Таймс"); "Под руководством К.Орбеляна оркестр вместе с солистами продемонстрировал спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного творчества и произведений мировых джазовых композиторов, таких как Дюк Эллингтон, Рэй Чарльз и др. Оркестровки на оригинальные темы биг-бенд-джаза во всех отношениях равны лучшему из того, с чем постоянно встречаются оркестры Вуди Хэрмана, Стена Кентона, Каунта Бейси, или Теда Джонсона - Мэла Льюиса" ("Сан-Франциско экземинер"). Известный джазовый критик Джон Вассерман, назвав выступление армянских музыкантов "джазом с восточным колоритом", отметил, что "выступление в культурном отношении было таким же важным, как, например, выступления Большого Театра или Ленинградского Кировского балета, если даже не более значительным". Завершились американские гастроли оркестра грандиозным апофеозом. В честь армянского джаза был устроен прием в Организации Объединенных Наций, на котором присутствовали звезды американского джаза. В 1976 году джаз Армении получил приглашение на гастроли во Францию. Турне Ницца-Марсель - Лион завершилось 11 концертами в таких престижных залах Парижа, как "Плиель" и "Театр Елисейских полей". "Восточный колорит" орбеляновского джаза обеспечил ему огромную популярность и в странах Востока. Оркестр посетил почти все его регионы. Во многих странах побывал не один раз. Его очень полюбили в Индии, Египте, Шри-Ланке, Афганистане, Ираке, Кувейте, Сирии, Ливане (только в Бейруте - 44 концерта в переполненных залах). Побывал оркестр и в Африке: в Кении и Эфиопии. Способность Орбеляна в считанные часы приготовить музыкальный номер любой национальной культуры, вплоть до обработок эфиопских мелодий, весьма непростых для европейского джаза, приводила в изумление. Эфиопы долго не отпускали армянский джаз, аплодируя тому, как уверенно музыканты воспроизводили знакомые эфиопам с колыбели песни. Оркестр много гастролировал и в странах бывшего социалистического содружества. Не раз принимал участие в фестивалях: Балтийские страны в ГДР, "Золотой Орфей" в Болгарии. 11 лет подряд Константин Орбелян был членом жюри "Золотого Орфея". Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом фестивале в Белграде в 1977 году. Соперниками армянских музыкантов были одни из самых именитых американских коллективов - джаз-ансамбли трубача Фредди Хаббарда и пианиста Джорджа Дюка. Выступления оркестра Орбеляна стали своего рода сенсацией. В итоге Государственный эстрадный оркестр Армении увез с Белградского фестиваля Гран-при. И еще трижды оркестр становился лауреатом международных джазовых фестивалей: в Польше, ГДР и ФРГ. За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил оркестр-долгожитель. Прежде всего, он сумел создать команду единомышленников. Из биг-бенда прошлых лет оркестр Армении превратился в современный джазовый коллектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз. Все это - благодаря своевременно проводимым Орбеляном внутренним реформациям коллектива, модификациям инструментального состава, постоянным обновлениям репертуара и изменению манеры исполнения. А также за счет жесткого отбора исполнителей, чувствующих природу джазовых импровизаций. Константин Орбелян каким-то особым чутьем умеет угадывать одаренных исполнителей. Недаром за оркестром закрепилось название "банк талантов". За это время оркестр стал популярным и приобрел международную известность. Расширился репертуарный диапазон: от несложных обработок народных песен и танцев до развернутых инструментальных композиций высокого класса и самого современного уровня. Музыканты исполняют произведения Бадди Рича, Каунта Бейси, Теда Джонсона, А.Хачатуряна, А.Айвазяна, А.Бабаджаняна, А.Арутюняна, и многих других. Коллектив объездил с гастролями все республики и регионы бывшего СССР: Сибирь, Дальний Восток, Прибалтику, Поволжье, Закавказье, Северный Кавказ, Украину, Белоруссию, Молдову и т.д. Только в Москве в Центральном концертном зале "Россия" оркестр Орбеляна выступал 14 лет подряд. Зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью деятельности коллектива. Государственный эстрадный оркестр Армении побывал в разных концах планеты, выступил в 40 странах мира. Помимо концертной деятельности Константин Орбелян плодотворно работал и как композитор. В 1972 году появился парафраз "Падающих звезд" (другое название - "Восход солнца") Бада Рича. В то же время Орбелян много экспериментировал с разными джазовыми стилями, в том числе в тогда новом направлении джаз-рока - "Рассвет над Севаном", "Приезжайте в Зангезур" (композиции в армянском стиле, 1981), "Москва Олимпийская" (1980), "Сновидение" (импрессионистский джаз, 1982), "Вокализ" (др. название "Вариации для голоса с оркестром", 1982) - джазовая композиция в стиле "би-боп"; "Реактивный двигатель" (американский "горячий джаз", 1986). Все эти произведения по праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой инструментальной музыки. Это - серьезный джаз. В 1989 году, через 30 с лишним лет, к 50-летию оркестра и как дань уважения к А.Айвазяну Орбелян восстановил по памяти (партитура не сохранилась) "Армянскую рапсодию" А.Айвазяна. С тех пор она снова стала звучать в концертах. В репертуар оркестра Армении добавилось новое произведение Орбеляна - "Ноктюрн". Каждый раз его исполнение неизменно вызывает бурный восторг слушателей. Среди разнообразия испробованных композитором музыкальных направлений определенную часть занимает и его песенное творчество. В разное время лауреатами известного телевизионного конкурса "Песня года" стали орбеляновские "Сто часов счастья", "Шум берез", "Аревик", "Галисес". Международными премиями были отмечены "Люблю тебя, моя Москва" (Венгрия), "Галисес" (лауреат фестиваля шлягеров в Чехословакии и в ГДР). В Чехословакии была издана пластинка популярных песен советских композиторов, озаглавленная "Шум берез". Известной французской фирмой "Шарль дю Мон" издана пластинка с песнями "Мой Ереван", "Ереван и весна в моем сердце". Орбеляном написаны "Мир влюбленный и танцующий", "Петь - значит жить", "Сто часов счастья", "Шум берез", "Спасибо жизни", "Любовь не стареет", "Ты не тот, кто нужен мне", "Помните!" - и некоторые другие. В особую категорию можно выделить и работы композитора в написании музыки к кинофильмам. В особенности "Путь на арену" и "2-Леонид-2". Константин Орбелян является лауреатом многочисленных всесоюзных и международных конкурсов. Неоднократно его приглашали в качестве члена жюри на международные джазовые конкурсы. В 1979 году за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Константину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР. Константин Орбелян - член Союза композиторов СССР (с 1957 года); член правления Союза композиторов СССР (с 1968 года); секретарь правления Союза композиторов Армении (с 1983 года); председатель Совета по эстрадной музыке Госконцерта СССР (1987); секретарь Ассоциации мастеров эстрадного искусства; вице-президент правления Всесоюзного музыкального общества; член Художественного совета по эстраде Министерства культуры СССР. Константин Орбелян награжден орденами Дружбы Народов, "Знак Почета" и болгарским орденом Кирилла и Мефодия. С середины 90-х годов стало сложнее работать. Есть обстоятельства, против которых бороться трудно. Распался СССР, армянские музыканты больше не приезжают с Москву. Да и в самом Ереване не до музыки. Тяжелое экономическое положение, люди сидят без света и воды. В 1992 году Константин Орбелян уехал в город Сан-Франциско. В настоящее время работает там и пишет музыку. За последнее время им созданы инструментальные и вокальные сочинения для джаза. Орбелян "соскучился" и по большой музыке, называя ее "ежедневным, ежечасным бюллетенем человеческого настроения". Живет и работает в городе Лос-Анджелесе

ГЕРБЕРТ КАРАЯН
Герберт фон Караян (Karajan) (1908-1989) - австрийский дирижёр. Учился в зальцбургском "Моцартеуме" и венской Академии музыки и сценических искусств. Работу дирижёра начинал в театрах Ульма (дебютировал в 1929 году в "Свадьбе Фигаро"), Ахена (1933-1940), Берлина (1938-1942). Первый большой успех - постановка "Тристана и Изольды" в Венской государственной опере (1937). В 1938 поставил "Фиделио" в Берлине. В 1941-44 годах Караян руководил Берлинской государственной капеллой. С 1947 дирижёр (с 1949 директор) Общества друзей музыки в Вене. В 1948 впервые выступил в Ла Скала ("Свадьба Фигаро"), в 1954 там же исполнил оперу "Лючия ди Ламмермур" с Марией Каллас в заглавной партии. Ведущий дирижёр фестивалей в Зальцбурге (художественный руководитель в 1957-60 и 1964-88 годах), Байрёйте, Эдинбурге (1953-54), Люцерне (1947-56). В 1950-60-е годы Караяна называли "генералмузикдиректором Европы". С 1955 года (после смерти Фуртвенглера) до конца жизни руководил Берлинским филармоническим оркестром. В 1957-64 годах был руководителем Венской государственной оперы (среди лучших постановок "Отелло", "Парсифаль", "Тристан и Изольда" и другие). В 1967 году Караян основал Зальцбургский пасхальный фестиваль. Выступал в Метрополитен Опера (среди постановок на сцене этого театра оперы "Валькирия", 1967; "Тоска", 1988 и другие). Первый исполнитель оперы Орфа "Триумф Афродиты" (1953, Милан) и других. Осуществил ряд значительных оперных постановок, в том числе "Борис Годунов", 1965; "Мистерия конца времени" Орфа, 1973; обе - Зальцбург). Герберт фон Караян - дирижёр и постановщик фильмов "Паяцы", "Кармен" , "Девятая симфония Л. Бетховена". Сотрудничал с Ф. Дзеффирелли, с которым поставил в Ла Скала "Богему (1963), "Травиату" (1964). В 1969 учредил Фонд имени Караяна, на средства которого проводятся конкурсы молодых дирижёров и оркестров. В 1983 ЮНЕСКО учреждён Международный приз имени Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства. Герберт фон Караян - выдающийся музыкант XX века. Записал практически весь свой обширный репертуар, основу которого составляет австро-немецкая музыка от Баха до Орфа. Среди записей оперы "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса (солисты Шварцкопф, Штрайх, Прей и другие, EMI), "Парсифаль" Вагнера (солисты П. Гофман, Ван Дам, Моль и другие, Deutsche Grammofon), "Дон Карлос" (солисты Каррерас, Френи, Каппуччилли, Бальтса, Гяуров, Р. Раймонди, EMI), "Мадам Баттерфляй" (солисты Френи, Паваротти, Decca) и другие.

ДЖИВАН ГАСПАРЯН
Дживан Гаспарян родился в 1928 году близ Еревана. В возрасте 6 лет он уже начал играть на дудуке. Дудук - это флейта, известная в Армении с III века. У нее от 7 до 10 нот, чуть больше одной октавы. Настоящий дудук может быть сделан только из абрикосового дерева. Этот инструмент называется также "кавказским гобоем". Гаспарян завоевал золотые медали на четырех международных фестивалях под эгидой ЮНЕСКО (1959, 1962, 1973 и 1980 гг.). В 1973 году музыкант получил звание народного артиста Армении. Будучи профессором Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке. Он гастролировал по Европе, Азии и Америке, выступал с Кронос Квартетом, Ереванским, Венским и Лос-Анжелесским симфоническими оркестрами, записывал пластинки с Майклом Бруком, Лайонелом Ричи, Брайаном Ино и Питером Гэбриэлом. Его пластинка с записями самых красивых народных армянских песен и баллад под названием I WILL NOT BE SAD IN THIS WORLD, посвященная памяти жертв землетрясения в Армении, завоевала мировое признание. Кроме того, дудук Дживана Гаспаряна можно услышать и на саундтреках многих голливудских блокбастеров, среди которых: "Русский дом", "Ворон", "Календарь", "Сэйдж",! "Онегин". Саундтрек к фильму "Гладиатор", также записанный при непосредственном участии Дживана Гаспаряна, получил "Золотой Глобус" за лучшую музыку к фильму в 2001 году.


Источник
kkre-44.narod.ru
Категория: Армянские знаменитости | Добавил: BAD_BOY25 (27.03.2010)
Просмотров: 9373 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Наш баннер
Армяне
Статистика
Пользователи:
Зарегистрировано: 278
Сейчас на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были:
Статистика сайта:

Армяне © 2008-2017 Все права защищены. Все материалы  взяты из открытых источников интернета. Администрация сайта не претендует на авторские права того или иного материала. Все материалы находящиеся на сайте предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Используются технологии uCoz